Свою точку зрения на реализацию государственной программы «Цифровой Казахстан» высказал генеральный директор Представительства ООО «Коммуникации» в Казахстане Сабит Суханов.
Каковы ключевые аспекты программы «Цифровой Казахстан-2020»?
Программа состоит из пяти ключевых аспектов. Это цифровизация отраслей экономики, переход на цифровое государство, реализация цифрового Шелкового пути, создание инновационной экосистемы и развитие человеческого капитала. Цифровизация отраслей экономики на данный момент времени представляет собой основное направление развития программы. Здесь подразумевается внедрение цифровых технологий и элементов Индустрии 4:0 в промышленности, транспорте, энергетики, в сельском хозяйстве и другие. Переход на цифровое государство — предоставление услуг государства полностью в цифровом формате, что облегчит жизнь и простым людям и бизнесу.
Интересно, что подразумевается под реализацией цифрового Шелкового пути?
Развитие цифровой информационно-коммуникационной инфраструктуры. В частности, доведение широкополосного доступа в Интернет, например, на предприятиях, или в удаленную сельскую местность. Она служит фундаментом для построения цифровой экономики, но не стоит недооценивать оставшиеся направления — создание инновационной экосистемы и развитие человеческого капитала. Все они тесно взаимосвязаны между собой.
Инновационная экосистема формирует необходимые условия для развития цифрового бизнеса на уровне стартапов. Эффективно функционирующая экосистема стартапов станет платформой для прогрессивных технологических идей, которые генерируют новаторы бизнеса. Однако в Казахстане ощущается недостаток специалистов с соответствующими компетенциями, поэтому развитие человеческого капитала предполагает плотную подготовку высокопрофессиональных специалистов, начиная со школьной скамьи до регулярного повышения квалификации и переподготовки кадров.
Напрашивается вывод, что программа цифровизации — это новый драйвер развития промышленности?
Не совсем так. Цифровые технологии становятся ключевым драйвером тогда, когда остальные составляющие уже развиты. Например, производство уже автоматизировано, построена базовая инфраструктура, высокая загрузка производства.
Здесь мы и приходим к пониманию о необходимости перехода к Индустрии четвертого поколения, когда ключевыми становятся интеллектуализированные технологии, что неразрывно связано с внедрение киберфизических систем — когда техника становится «умной». «Умная» техника, в свою очередь, выводит на новый этап развития и новый уровень производительности промышленность.
Что в первую очередь делает «умная» техника?
Умная» техника собирает данные, осуществляют мониторинг, обнаруживает поломки
Это базовое направление умной техники, когда оборудование коммуницирует персоналу о своей работоспособности. На втором более углубленном уровне развития умных технологий на базе уже существующих систем мониторинга оборудования появляется такая функция как управление, то есть оборудованием можно управлять дистанционно. Можно конфигурировать, таким образом, чтобы максимально эффективно вовлечь в процесс все системы, которые существуют на предприятии.
Например?
Продукция нашей компании, в частности, интеллектуального освещения iVALO. Умный промышленный светильник iVALO можно управлять дистанционно при помощи планшета, изменять яркость, мощность, отключать в определенных цехах, оптимизировать всю систему освещения.
Еще одна ключевая возможность «умной техники» — функция оптимизации. Оборудование собирает общие и исторические данные. И на основании этих данных может сообщать предикативно о том, что возможны какие-то поломки и обращает внимание, что, скажем, нужно через неделю произвести диагностику того ли иного светильника. Система оптимизации включается при настройке яркости светильников, исходя из потребностей конкретных цехов и людей, которые там работают. Так, если днем достаточно дневного света, яркость может уменьшиться за счет чего снизится потребление энергии, а это уже экономия для предприятия. Таким образом, умная техника обладает уже способностью самооптимизации.
Возвращаясь к уровням развития «Умной» техники, самый прогрессивный — самоорганизация и автономность оборудования. Однако, в мире мало компаний, которые доходят до этого уровня. Но в целом, все идет к тому, что со временем появится самореализованное оборудование, которое автономно и независимо от человека будет взаимодействовать между собой.
Получается, в Индустрии 4.0 роль человека уходит на второй план?
Человек играет, и будет играть центральну роль в этой системе. Несомненно, функции человека меняются. Если раньше специалист работал непосредственно на оборудовании, то теперь все смещается в сторону контроля. При этом человеческий фактор остается одним из самых главных.
Какую ценность представляют цифровые технологии для производственной отрасли Казахстана?
Человек играет, и будет играть центральну роль в этой системе. Несомненно, функции человека меняются. Если раньше специалист работал непосредственно на оборудовании, то теперь все смещается в сторону контроля. При этом человеческий фактор остается одним из самых главных.
Цифровые технологии могут минимизировать случаи травматизма на производстве
Их внедрение на производстве необходимо, чтобы снизить смертность и травматизм. Помимо этого цифровые умные технологии предоставляют возможность развития нового бизнеса — сервитизации, когда помимо основной деятельности и основного продукта предприятие предлагает еще и «умный» сервис. Простой пример, когда поставщик сельхозоборудования помимо техники предоставляет сервис по точному земледелию для агрофирм. Система позволяет более точно работать с землей и повышать в разы эффективность.